TOP

I. РАЗВИТИЕ ОФФШОРНОЙ ИНДУСТРИИ

Ряд стран, в большинстве своем небольших, внедрил некоторые налоговые преимущества для привлечения иностранных структур и бизнесменов к регистрации оффшорных компаний в данных юрисдикциях для ведения международной коммерческой деятельности. Первопричиной этому послужило стремление стимулировать местную экономику, что выражается в:

  • получении дополнительного дохода от регистрационных сборов и ежегодных фиксированных пошлин
  • росте занятости местных профессиональных кадров и персонала, предоставляющего услуги оффшорным компаниям
  • повышении поступлений от деловых визитов и туризма
  • размещении валютных средств в банковских учреждениях страны, что приводит к более высокой ликвидности, доходности и активности банковской системы

1.1. Конкретный пример - развитие Кипра как финансового и делового центра

Кипр стал привлекать оффшорные структуры для того, чтобы стимулировать экономику страны после разрушительного вторжения Турции в 1974 году. После принятия парламентом Кипра соответствующего законодательства и установления налоговых льгот для оффшорных компаний, Кипр зарегистрировал 83 оффшорных предприятия в 1976 году. На сегодняшний день на Кипре существует более 32,000 оффшорных компаний, а Центральный Банк каждый месяц выдает лицензии на приблизительно 350 новых оффшорных компаний. Стремясь вступить в Европейский Союз, парламент Кипра утвердил новый законопроект о налогах, цель которого соответствовать законодательству Европейского Союза и кодексу поведения ЕС и соблюдать рекомендации Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по борьбе с вредной налоговой конкуренцией. Новые изменения позволят кипрским Компаниям Международного Бизнеса (IBC) приобрести репутацию и престиж корпораций Европейского Союза, и в то же время, использовать преимущества самой низкой налоговой ставки по сравнению с другими странами Европейского Союза.

Услуги в сфере оффшорного бизнеса - один из самых быстро развивающихся секторов кипрской экономики. Согласно официальным данным ЦБ Кипра, в 1995 это принесло USD 355,3 миллионов и составило около 4 % валового национального продукта государства.

Статистика регистрации за последние три года показала, что 25% зарегистрированных компаний были из стран ЕС, 60% из других европейских государств, 7% из США, 6% из Азии и остальные 2% из Африки и Австралии.

Подавляющее большинство международных компаний не имеет реальных офисов или персонала на Кипре. Управление компаниями происходит через адвокатов или бухгалтеров на острове. Опрос владельцев и управляющих международных компаний, имеющих офис на Кипре (их около 1,000), проведенный Ассоциацией кипрских международных предприятий показал, что 78 % из них выбрали Кипр. Также опрос показал, что девять из десяти компаний выбрали бы Кипр снова, если бы им пришлось вновь принимать такое решение.

Существующие IBC, основанные как IBC (согласно официальному постановлению Центрального Банка) и которые получили доход до 31 декабря 2001г., имеют право выбрать по какой ставке будут облагаться налогом – 10% или 4.25%. Если выберут 4.25%, они по этой ставке будут облагаться налогом до конца 2005г. при этом теряя освобождения от налогов по новому законодательству.

Развитию Кипра как перспективного финансового центра способствовало наличие следующих факторов:

  • налоговые и другие льготы
  • сеть соглашений об избежании двойного налогообложения, которые Кипр заключил с другими странами
  • "Британская модель" общего законодательства и юриспруденции
  • хорошо развитая банковская система и мощные коммерческие банки
  • большое количество профессионалов и дипломированных специалистов - киприотов, подавляющее большинство которых получило свое образование и рабочий опыт в Западной Европе или США
  • непрерывная поддержка оффшорной индустрии со стороны правительства
  • широкое знание английского языка среди киприотов
  • современная инфраструктура и телекоммуникации
  • минимальный уровень преступности и мошенничества удачное географическое расположение острова

1.2. Основные условия для использования налоговых преимуществ

  • Оффшорная компания должна принадлежать нерезидентам страны регистрации.

  • Компания не должна извлекать доход или вести какую-либо коммерческую деятельность на территории той оффшорной юрисдикции, где она была зарегистрирована.

Пример 1. Владельцами должны являться лица - нерезиденты. На граждан Кипра, проживающих на острове, не распространяются налоговые льготы кипрских международных компаний. Как раз напротив, местные кипрские компании облагаются налогом по обычной ставке, то есть 10% от прибыли. Однако граждане других стран, являющиеся нерезидентами Кипра и ЕС, могут сформировать на Кипре оффшорную компанию и пользоваться преимуществами оффшорной налоговой ставки в размере 0% от чистой прибыли.

Пример 2. Компания не должна извлекать прибыль на территории юрисдикции. Прибыль английской нерезидентной компании, извлеченная вне Великобритании, не облагается местными налогами. Та часть прибыли, которая извлечена из коммерческой деятельности, проведенной в Англии, будет облагаться налогом по стандартной местной налоговой ставке.

Пример 3. Компания не должна вести какую-либо коммерческую деятельность на территории Юрисдикции. Импортер автомобилей из США пожелал зарегистрировать компанию в Делавэре, которая должно выполнять функцию посредника в его закупочных операциях. Это нежелательно, так как компания-посредник (американская компания) покупает автомобили у другой американской компании и экспортирует их в другую страну, следовательно, прибыль рассматривается как извлеченная на территории США и, соответственно, облагается налогом по обычным американским тарифам. Таким образом, не достигается изначальная цель – минимальное налогообложение.

Фактически термин "оффшорный" не является юридическим термином, это понятие используется профессионалами для удобства в тех случаях, когда речь идет о предприятиях, полностью принадлежащих нерезидентам и извлекающих прибыль от своей коммерческой деятельности вне данной юрисдикции. С юридической точки зрения, эти компании никак не отличаются от местных компаний, зарегистрированных и принадлежащих гражданам данной юрисдикции.