TOP

О действиях налогоплательщика при проверке его налоговыми органами (с примерами, комментариями и советами)  

Налогоплательщики всех форм собственности - объединяйтесь!

 

 
Инструкция издана на основании:
Части I Налогового Кодекса РФ (НК) от 31.07.98г. № 146-ФЗ, других действующих налоговых законов, инструкций, писем, арбитражной практики и практического опыта.
Положения настоящей инструкции могут быть распространены на всех физических и юридических лиц РФ, иностранные фирмы, которые подвергаются проверкам налоговых органов. Инструкция предназначена для руководителей предприятий, бухгалтеров, аудиторов и других заинтересованных лиц. По мнению Минюста РФ, данная Инструкция в государственной регистрации не нуждается.
Примечание. Цитаты из НК выделены курсивом.
1.Общая часть.
1.1.В соответствии с п.6 статьи 3 НК РФ 6. "Акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.". В соответствии с пунктом 3 этой статьи "Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными."
В связи с вышеизложенным, предлагаем с 01.01.99г. отменить все налоговые Законы России и инструкции Госналогслужбы в связи с тем, что все эти нормативные акты, сформулированы таким образом, что нормальному человеку понять в какой сумме он должен платить налоги невозможно. Действующие налоговые ставки экономического основания не имеют. Действительно где Вы читали это основание: или обоснование:?
1.2.Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).(п.7 ст.3) Хорошо написано! Посмотрим, что будет на практике.
1.3.Ст.5 пункт 3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.
Главный документ, смягчающий ответственность за налоговые правонарушения и устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков -это сам НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС. Хотя данная статья НК несколько противоречит, прежде всего статье 8 Закона "О введении в действие части I НК РФ", в которой говорится, что часть I распространяется на отношения возникшие после введения ее в действие, считаем что ст.5 НК необходимо руководствоваться в полной мере. Настоятельно советуем всем, в соответствии со ст.5 Кодекса РАСПРОСТРАНИТЬ действие НК, естественно в части смягчения ответственности и новых прав, на все отношения с налоговыми органами, которые возникали как до, так и после 01.01.1999г.
Требуйте пересмотра размера не взысканных с Вас на эту дату налоговых санкций! (гл. 16 НК)
Требуйте снижения размера начисленной пени до размера недоимки по налогу! (ст.75 НК)
Требуйте списания не взысканных с Вас в течение 3-х лет (новый срок исковой давности) сумм санкций (ст.113 НК)
Требуйте судебного разбирательства с учетом вновь открывшихся исключающих и смягчающих Вашу вину обстоятельств! (гл.15 НК)
Требуйте, требуйте, требуйте:...
2.НОВОЕ В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ Ранее в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налогоплательщик практически никаких прав не имел. Теперь права достаточно четко описаны в СТАТЬЕ 21 НК. Остановимся на некоторых из них.
2.1. п/п 2 . Налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах...
Давайте быстрей возьмем в руки бумагу с ручкой и зададим налоговой инспекции вопрос, на который давно уже не можем найти ответ в их инструкциях. Вас не удовлетворил ответ на поставленный вопрос. Не беда направим еще один запрос в Москву, в Министерство налогов и сборов. (103381, г. Москва, Неглинная, 23) Самое главное мы получим бумажку, которая пригодится нам при проведении налоговой проверки. Ведь в соответствии со статьей 111 НК к "числу обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, относится выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции". К сожалению, в Кодексе четко не указано, какие еще "уполномоченные государственные органы" имеют право давать разъяснения по налоговым вопросам. Учитывая, что Минфин подписывает инструкции вместе с Госналогслужбой (МНС) думается, что при налоговом споре могут пригодится и разъяснения Минфина, которые публикуются в печати и содержатся в различных правовых базах данных. А можно задать свой вопрос и непосредственно в Департамент налоговых реформ Минфина РФ (103097, Москва ул. Ильинка, 9) Кстати, там сидят люди пограмотней и пообъективней, чем в Госналогслужбе.
2.2. п/п 5 . Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.
Всякий знает, что вернуть излишне уплаченные деньги из бюджета практически невозможно, если только не проводить зачет в счет уплаты каких то других налогов. С 01.01.99г. на этом деле можно даже заработать.
Внимательно прочитайте главу 12 НК. Теперь когда вы сами переплатили по какой то причине налог, следует подать заявление о возврате и в течении 2-х недель и налоговая инспекция обязана Вам налог вернуть. Денег в бюджете как всегда нет. Поэтому если денег не возвращают, то на переплату начисляется пеня по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Кстати сумма этой пени по нашему мнению не должна облагаться налогом на прибыль, т.к. это не предусмотрено пунктом 14 Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость. Так что, если есть свободные деньги, вкладывайте их в бюджет! 60% годовых - это по нашим временам не так уж и плохо, хотя конечно же за инфляцией не угонишься.
2.3.п/п 8. Налогоплательщики имеют право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
К вам ворвались люди в масках, обыскали весь офис, забрали все документы и уехали вместе с ними в неизвестном направлении. Не пугайтесь - это налоговая полиция. Пусть проверяют Ваши документы у себя в кабинетах и пишут акта проверок. Когда придете в суд, не забудьте сообщить, что вы не присутствовали при проведении проверки и ваши законные права были нарушены.
2.4.п/п 11. Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.
Краткость налоговых Законов, многословность и противоречивость налоговых Инструкций, писем и разъяснений, показывает, что определить является правомерным или неправомерным акт или требование налогового органа может только Суд, в связи, с чем не стоит спешить выполнять ЛЮБЫЕ требования налоговых органов и их должностных лиц.
Среди новых обязанностей налоговых органов следует обратить внимание на п/п 4 статьи 32 НК в котором говорится, что "налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, БЕСПЛАТНО информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов".
Так что, если вы где-то ошиблись в исчислении налога, скорее всего это налоговая инспекция с Вами плохо вела разъяснительную работу. Не забудьте также, бесплатно получить в своей ГНИ бланки налоговых деклараций (ст.80 п. 2 НК РФ).
Ну и уж совсем новая (!) обязанность должностных лиц налоговых органов это п/п 3 ст. 33
"Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство".
До какой же стадии дошли взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, если такие вещи стали писать в ЗАКОНАХ:.
3.НОВОЕ В ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
К Вам "в гости" пришла налоговая инспекция (полиция). Обратите внимание на следующее :
2.1. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки (ст.87).
Ура за нарушения, допущенные в 1995г. и в начале 1996г. уже не накажут! И деньги взыскать не смогут !
2.2. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.(кроме перепроверок вышестоящими налоговыми органами) (ст.87) .
2.3. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. (ст.89)
Без поручения на проведение проверки (даже встречной) налогового инспектора или полицейского надо тактично послать.
2.4. Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. (ст. 89).
Тяните время, ни разъясняйте инспектору особенности учета на вашем предприятии, пусть он дойдет до всего сам. Не помогайте им составлять различные таблицы и своды данных по вашему предприятию, не подписывайте промежуточных актов проверки отдельных участков учета. Как правило такая помощь заканчивается тем, что налоговый инспектор, доначислив с Вашей помощью значительную сумму, заявляет: "Вот вы же сами все это посчитали" или "У меня с Вами все согласовано, на черновиках подпись есть".
2.5. В статье 94 НК рассказывается как налоговые органы должны производить выемку документов. Обратите внимание, что Постановление о производстве выемки подлежит утверждению руководителем налогового органа. Выемка производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. Ранее выемку (изъятие) производил сам налоговый инспектор, без утверждения постановления начальником. Не рекомендуется подписывать протоколы и постановления если в них фигурируют различные черновики, блокноты, тетрадки, в которых содержатся цифры и сведения не совпадающие с данными бухгалтерского вашего предприятия.
4.АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ЕГО ОБЖАЛОВАНИИ.
Итак, наступил решающий момент - Вам вручили акт налоговой проверки.
Внимательно изучите его.
Если размер выявленных у Вас нарушений не очень значителен, санкции небольшие, к уголовной ответственности Вас привлекать не собираются рекомендуем не связываться с налоговыми органами и все добровольно уплатить. Если суммы доначисленных налогов и санкций превосходят разумный размер или Вы считаете себя однозначно правым - готовьтесь к длительной и изнурительной борьбе.
4.1.Как правило, сначала налоговые органы Вас попытаются запугать. "Мы проверили выборочно, а если будете с нами судиться, доначислим еще больше", "Я и так, Вас пожалел, не все включил в акт проверки", "Мы на вас налоговую полицию натравим" и т.п.
Не волнуйтесь. Акт у Вас на руках, поэтому повторной проверки эти налоговые инспектора уже не проведут (см. п.2.2 настоящей Инструкции) и дописать в него, что то новое не представляется возможным. А если Вам грозит ст. 198,199 УК РФ, т.е размер сокрытых налогов более 1000 минимальных размеров оплаты труда, то инспектора все равно обязаны сообщать о таких доначислениях полицейским. Так что готовьтесь к бою.
4.2. Обратите внимание на дату акта проверки. В соответствии с п. 5 ст. 100 НК налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок (14 дней) со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Часто налоговые инспектора ставят на акте не ту дату, когда Вам акт проверки вручили, а более раннюю. При подписании акта в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке ставьте подлинную дату его получения . Именно начиная с этой даты, Вы имеете право предоставить разногласия начальнику той налоговой инспекции, которая Вас проверяла.
4.3. После получения Ваших разногласий в течении не более 14 дней они рассматриваются начальником налоговой инспекции или его замом. (п.6 ст. 100) Как правило ответ на разногласия будет писать тот кто проверял, так что объективного решения сразу ждать не следует. Разногласия в обязательном порядке рассматриваются в присутствии должностных лиц предприятия или предпринимателя.
4.4.Ст.101 По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение десяти дней выносит решение (постановление):
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Пока нет четких разъяснений - эти 10 дней входят в предыдущие 14 или не входят. В любом случае есть время, если проверка "копнула глубоко", при необходимости свернут бизнес , распродать имущество и спрятать деньги.
4.5. Вам вручено постановление о привлечении к ответственности и требование об уплате налогов, пени и санкций. Опять обратите внимание на дату вручения и поставьте свою если дата налоговых инспекторов не соответствует реальной. Что же делать дальше? Можно воспользоваться гл. 19 НК и обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган, но это займет достаточно много времени и неизвестно какой еще ответ придет на Вашу жалобу. Рекомендуем жалобу в вышестоящий орган направлять ДО вынесения решения по акту проверки, т.е. сразу после получения акта на руки одновременно направлять разногласия и тем кто Вас проверял и в вышестоящий орган.
Не следует спешить в арбитражный суд, нести исковое заявление о признании акта проверки недействительным (а соответственно нести расходы в виде госпошлины, сочинять исковое заявление ) . В соответствии со статьей 104 НК после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом. При этом следует учитывать то, что в соответствии с п. 6 ст.108 НК Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика предусмотренные настоящим пунктом, распространяются и на налоговых агентов. Чем вести зачастую бесплодную переписку с налоговыми органами следует получше подготовится к рассмотрению дела в суде, внимательно изучить акт проверки и все нарушения которые в нем перечислены, проконсультироваться с грамотными юристами и аудиторами, изучить арбитражную практику. Не забывайте также о пункте 1.2 настоящей инструкции.
5.НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА ИЗ СОВЕРШЕНИЕ
5.1. Ст.106 НК Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Виновно ли предприятие если рядовой бухгалтер неправильно сделал бухгалтерскую проводку? Виновно ли предприятие если рядовой бухгалтер неправильно заполнил налоговый расчет? Виновен ли предприниматель, если документы, которые он приложил к налоговой декларации оказались от давно уже ликвидированной фирмы?
Ст.109 НК Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Как суды будут трактовать данные статьи Кодекса, в частности для юридических лиц, пока еще не понятно, но то что при рассмотрении дел в суде следует обращать внимание на то, кто конкретно виновен в нарушении, и кто конкретно несет за это ответственность не подлежит сомнению.
5.2. Обратите внимание на смягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности, которые перечислены в ст.111,112 НК. Быть может вы найдете среди них ту причину, по которой Вы ошиблись при исчислении налога (например, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств).При этом санкции могут либо быть совсем отменены, либо уменьшены на 50%.
5.3. В соответствии со ст. 155 НК налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности).
Ну а если со дня подписания акта прошло более 3-х месяцев и налоговый орган не успел подать на Вас в суд, то санкции к Вам уже не применят (правда налог и пени сдерут).
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ НАРУШЕНИЙ И САНКЦИЙ.
ВНИМАНИЕ! п.5 Ст.114 При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. ст.116 Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - штраф 5000 рублей. (как это можно не встать на учет в налоговом органе если без этого ни предприятия, ни предпринимателей не регистрируют непонятно?)
ст.117 Осуществлении организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней - штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 руб.
ст.1181.Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов- штраф 5000 рублей.
2.Если это повлекло за собой неуплату налогов - штраф 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета. ст.119 1.Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган до 180 дней - штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% от указанной суммы. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛОВА "ЗА КАЖДЫЙ ПОЛНЫЙ МЕСЯЦ". Наверное на неделю, другую можно и задержать сдачу декларации.
2.Непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней - штраф в размере 50% общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии счета.
3.Нарушение установленного срока представления документов и иных сведений, а равно заявление налогоплательщика об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика запрашиваемые этим должностным лицом документы и иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и иных сведений - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Естественно, чтобы привлечь к ответственности налогоплательщика налоговая инспекция должна предварительно запросить у него конкретное количество документов.
ст.120 1.Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода - штраф 5000 рублей.
2.Если деяния совершены в течение более одного налогового периода- штраф 15000 рублей . Если данные нарушения не повлекли занижение дохода, т.е. занижения налога на прибыль или подоходного налога рекомендуем оспорить применение этих санкций.
3.Если они повлекли занижение дохода - штраф 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.
4.Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога- штраф в размере 3000 рублей. По нашему мнению единовременно налогоплательщик может быть привлечен, только по одному из пунктов перечисленных в ст. 120 НК.
ст.121 Нарушение правил составления налоговой декларации , то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате- штраф в размере 5000 рублей. ст.122 1.Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке- штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
2.Те же действия, совершенные умышленно- штраф в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
ст.123 Невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей по удержанию с налогоплательщика и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов- штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
ст.124 Незаконное воспрепятствование налогоплательщиком доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку на территорию или в помещение налогоплательщика- штраф в размере 5000 рублей.
ст.126 1.Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа, проводящего налоговую проверку, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями- штраф в размере 5000 рублей.
2.Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если они совершены физическим лицом- штраф в размере 500 рублей.
ст.127 Отказ налогоплательщика от представления документов и предметов по запросу налогового органа, а равно непредставление их в установленный НК срок- штраф в размере 5000 рублей.
ст.128 Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля - штраф в размере 1000 рублей. Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний- штраф в размере 3000 рублей.
Как видите санкций стало больше, разнообразней, но остались несправедливыми. Так если, в течении двух лет предприятие неправильно применяло норму амортизации по какому либо основному средству в результате, чего на затраты излишне отнесено 10000 руб. к нему могут применить следующие санкции:
ст. 120 п.3 - 15000 руб., ст.121 - 5000 руб., ст. 122 - 700 руб.
(10000*35%*20%) Итого 20700 руб. До 01.01.99г. за это правонарушение взяли бы заниженную прибыль и штраф в том же размере, т.е. 10000+10000=20000 руб.
6.Заключение.
Несмотря на декларируемые заявления о снижении налогового бремени бюрократический беспредел в России продолжается. Многотысячная армия контролирующих органов ежедневно атакует большие и малые предприятия, а также лишает покоя миллионы физических лиц. Всех кто готов поделиться личным опытом, советом или ссылкой на интересную информацию по налоговым взаимоотношениям и спорам, а также внести изменения и дополнения в настоящую инструкцию просим обращаться по адресу info@arnosdot.com